Резкое ослабление курса тенге, снижение цены на нефть, высокие девальвационные ожидания в Казахстане, серьезно сказываются на деятельности МСБ.

В силу складывающейся экономической ситуации Департамент регионального развития совместно с Региональными палатами предпринимателей на систематической основе проводит консультации с отечественными товаропроизводителями и получает оперативную информацию по ситуации, складывающейся в регионах и на предприятиях. Так, в январе 2016 года проведен анализ текущей ситуации на предприятиях и соответствующих рынках. В этих целях проведен опрос 410 субъектов предпринимательской деятельности, из них – 328 средних и крупных предприятий (таблица 1).

Таблица 1. Количество опрошенных предприятий в региональном разрезе

Регион

Всего

Крупных

Средних

Малых

Не указано

1

город Астана

36

4

30

 

2

2

город Алматы

35

5

30

 

 

3

Акмолинская область 

29

3

23

 

3

4

Актюбинская область

13

3

10

 

 

5

Алматинская область 

31

4

18

4

5

6

Атырауская область

6

1

 

2

3

7

ВКО

32

2

23

6

1

8

Жамбылская область 

22

2

13

6

1

9

ЗКО

36

10

25

1

 

10

Карагандинская область

15

1

11

3

 

11

Костанайская область

43

10

28

2

3

12

Кызылординская область

25

2

19

1

3

13

Мангыстауская область

11

1

4

4

2

14

Павлодарская область

11

4

2

4

1

15

СКО

37

7

19

7

3

16

ЮКО

28

6

11

8

3

 

ИТОГО

410

65

266

48

30

 

Основными респондентами выступили предприятия сферы сельского хозяйства – 89, горнодобывающей промышленности – 13, обрабатывающей промышленности – 116, строительства – 32 и торговли – 35.

По результатам текущего анализа обращений и опроса предпринимателей обозначен ряд актуальных проблемных вопросов:

  1. Уровень загрузки предприятий
  2. Уровень продаж товаров/работ/услуг
  3. Уровень задолженности перед кредиторами
  4. Наличие (уровень) социально-трудовой напряженности в коллективе
  5. Состояние и динамика рынка
  6. Основные тренды рынка
  7. Меры экономической политики, вызвавшие негативный эффект
  8. Меры экономической политики, вызвавшие позитивный эффект
  9. Проблемы предприятий.

 

Уровень загрузки предприятий

Из общего количества анализируемых СПД (328 ед.):

- 121 СПД (или 37%) положительно оценили уровень загрузки мощностей предприятия (респонденты указали от 80 до 100% либо полный или высокий уровень загрузки);

- 128 СПД (или 39%) оценили уровень загрузки мощностей предприятия в целом на среднем уровне (респонденты указали от 50 до 80% либо средний или выше среднего уровня загрузки);

- 55 СПД (или 17%) оценили уровень загрузки мощностей предприятия на низком уровне (до 50% либо низкий или ниже среднего уровня загрузки);

- 3 СПД указали отсутствие загрузки;

- 21 СПД не указали данный раздел (либо указаны данные не позволяющие оценить уровень загрузки).

 

Уровень продаж товаров/работ/услуг

Из общего количества анализируемых СПД (328 ед.):

- 116 СПД (или 35%) положительно оценили уровень продаж (респонденты указали от 80 до 100%, либо высокий или стабильный уровень продаж, а также повышение по сравнению с прошлым годом);

- 90 СПД (или 27%) оценили уровень продаж в целом на среднем уровне (респонденты указали от 50 до 80% либо средний уровень продаж);

- 76 СПД (или 23%) оценили уровень продаж на низком уровне (до 50% либо низкий или ниже среднего уровня загрузки);

- 5 СПД указали отсутствие продаж;

- 41 СПД не указали данный раздел (либо указаны данные не позволяющие оценить уровень загрузки).

 

Уровень задолженности перед кредиторами

13 СПД (или 4%) отметили высокий уровень задолженности (в т. ч. отмечают трудности с погашением);

166 СПД (или 51%) отметили отсутствие проблем с уровнем задолженности перед кредиторами (в т. ч. отсутствие кредитных обязательств).

 

Наличие (уровень) социально-трудовой напряженности в коллективе

Несмотря на определенные кризисные явления в экономике РК, большая часть респондентов – 235 СПД (или 72%) указывают на отсутствие социально-трудовой напряженности в коллективе. Вместе  с тем, 46 СПД (или 14%) отмечают, что подобная напряженность в коллективе присутствует. Еще 11 СПД (или 3%) отметили высокий уровень напряженности. 6 СПД указывают на сезонность бизнеса, по причине которой работники находятся в отпуске и 30 СПД не заполнили данный раздел.

 

Состояние и динамика рынка

В ходе анкетирования СПД было предложено оценить состояние и динамику рынка, на котором функционирует предприятие. Анализ показал следующие результаты:

- 33 СПД (или 10%) отмечают определенный рост рынка;

- 83 СПД (или 25%) указали на стабильность рынка;

- 22 СПД (или 7%) отметили нестабильность рынка;

- 130 СПД (или 40%) отметили спад рынка, в основном по причине снижения покупательской способности, снижения объемов закупок государственных и частных организаций;

- 6 СПД не могут оценить состояние рынка, так как занимают монопольное положение на рынке или деятельность носит сезонный характер;

- 54 СПД не указали данный раздел (либо указаны данные не позволяющие оценить состояние рынка).

 

Основные тренды рынка

Основная часть опрошенных предпринимателей, 229 СПД (или 70%), не указали (либо указаны некорректные данные), что не позволяет отследить характерные тренды для конкретных рынков. Еще 84 СПД (или 26%) указали характерные в последнее время для экономики проблемы, такие как снижение спроса и рост цен.

 

Меры экономической политики, вызвавшие негативный эффект

134 СПД (или 41%) указали введение плавающего курса национальной валюты;

10 СПД (или 3%) указали в качестве негативных мер интеграцию казахстанской экономики в рамках ВТО и ЕЭС;

20 СПД (или 6%) указали снижение объемов государственных закупок, субсидий;

140 СПД (или 43%) не указали (либо указаны некорректные данные).

24 СПД (или 7%) указали прочие проблемы (высокие пошлины, налоги и т. д.).

 

Меры экономической политики, вызвавшие позитивный эффект

34 СПД (или 10%) указали общие меры, такие, как снижение налоговой нагрузки, сдерживание уровня инфляции, поддержку предпринимателей и пр.;

22 СПД (или 7%) отметили государственные программы поддержки ДКБ-2020 и Агробизнес-2020;

17 СПД (или 5%) отметили субсидирование АПК;

6 СПД отметили введение плавающего курса тенге;

4 СПД отметили интеграцию экономики РК в рамках ВТО или ЕЭС;

42 СПД (или 13%) указали прочие меры;

46 СПД (или 14%) ответили, что не ощутили позитивных мер;

156 СПД (или 47%) не указали ответа.

 

Проблемы предприятий

88 СПД (или 27%) не указали проблемные вопросы, влияющие на деятельность предприятия;

219 СПД (или 67%) указали проблемы общего характера, такие, как снижение спроса на продукцию, недоступность финансовых ресурсов и пр.

В частности, отмечается, что в некоторых банках второго уровня наблюдаются проблемы с тенговой ликвидностью. Многие предприятия отмечают, что банки затягивают сроки рассмотрения заявок, всячески препятствуют в предоставлении кредитов, в результате предприятия испытывают дефицит тенговой наличности на пополнение оборотных средств. 

Также отмечаются значительные сложности по сбыту продукции. Так, в сфере машиностроения в среднем по регионам экспорт машин и оборудования в Россию упал более чем на 60%. Предприятия-экспортеры несут убытки в размере 20-50 млн. тенге в месяц. При отсутствии текущей ликвидности, сокращении экспорта и снижении конкурентоспособности отечественной продукции обуславливает перепроизводство и последующее затоваривание внутреннего рынка в краткосрочном периоде.

21 СПД (или 6%) указали проблемы, которые требуют рассмотрения структурными подразделениями НПП и/или РПП.

К примеру, предприятиями обрабатывающей промышленности отмечается, что сырье, используемое для производства (код ТН ВЭД ТС 3901209000 полиэтилен марки HDPE 100) не производится в Казахстане, действует пошлина на ввоз сырья 6,5% не из стран Таможенного союза. Импортное сырье имеет более качественные характеристики, чем российское, кроме того, наблюдается нехватка сырья для внутреннего рынка России, что создает дополнительные сложности для потребителей полиэтилена в Казахстане. Предлагается отменить 6,5% ввозной пошлины на импортное сырье полиэтилена  для стран не входящих в Таможенный союз.

Таким образом, по результатам опроса выявлено, что в настоящее время предприятиями в рамках своих возможностей предпринимается ряд действий, в том числе:

– сокращение штата, либо отправка сотрудников в долгосрочные отпуска без содержания;

–  поиск новых рынков сбыта продукции (в частности отмечаются страны Средней Азии);

– в целом, компании предпринимают шаги по оптимизации расходов, ощущается необходимость в диверсификации поставщиков и освоении новых рынков.

Для исправления текущей ситуации и развития МСБ в регионах Национальная палата предпринимателей предлагает предпринять следующие шаги:

Налоги и проверки:

- сделать налоговый режим на основе упрощенной декларации со ставкой 3% с оборота (дохода) безальтернативным единым налоговым режимом для субъектов МСБ и аграрного сектора.

- установить периодичность предоставления упрощенной декларации раз в год;

- освободить малый бизнес от необходимости предоставления статистической отчетности, включив ее отдельные элементы в  годовую налоговую декларацию;

- включить проверки налоговых органов в общий порядок проведения проверок во избежание увеличения сроков проверок, наложения административного штрафа и нарушения принципа «приоритета предупреждения перед наказанием», установления собственных порядков продления и приостановления проверок.

Доступ к ресурсам:

- создать публичную электронную базу данных всех свободных земельных участков в разрезе: места расположения, площади, целевого назначения, а также экономической оценки земли. Базу данных разместить на портале Электронного Правительства, местных исполнительных органов и периодически обновлять;

- обеспечить доступность для широкой публики информации о стоимости сделок по земельным участкам;

- обеспечить проведение МИО на постоянной основе аукционов по продаже и предоставлении права аренды земельных участков с правом включения предложений физических и юридических лиц  в перечень земельных участков, предлагаемых для продажи на аукционе;

- оказывать услуги предоставления земельных участков исключительно в электронном виде в кратчайшие сроки.

Финансирование:

Считаем необходимым актуализировать действующие программы, к примеру, «ДКБ-2020». Сейчас в Программу вносятся изменения, считаем крайне важным учесть предложения НПП, полученные от предпринимателей, которые значительно улучшат доступ предпринимателей к финансированию в рамках программы и повысят эффективность ее реализации. Предложения касаются субсидирования купонной ставки по облигациям на КФБ, изменения условий гарантирования, и др.

Также предлагаем выделить дополнительно 200 млрд. тенге на финансирование МСП на следующие цели:

- 50% на продолжение открытых кредитных линий, а также на финансирование оборотных средств;

- не более 50% на рефинансирование, в том числе валютных займов.

Поддержка несырьевого экспорта

Для продвижения казахстанских брендов предлагается:

1) наиболее перспективными считаем – зонтичные бренды по отраслевому признаку с акцентом на наиболее конкурентные товарные группы, объединяющие товары и услуги, производимые в Казахстане.

2) возмещение части затрат экспортеров, связанных с продвижением брендов на экспортные рынки и увеличения доли возмещаемых затрат с текущих 50% до 80%;

3) снижение стоимости транспортировки отечественных товаров на целевые рынки (возмещение транспортных затрат);

4) предоставление в первоочередном порядке льготного финансирования экспортных операций по линии АО «Байтерек» через БРК и «КазЭкспорт Гарант»;

5) предоставление предэкспортного финансирования;

6) субсидирование внедрения международного «Халал» сертификата.

Доступ к сетям закупа и сбыта

Неразвитость системы закупа и сбыта, переработки продукции отечественных товаропроизводителей препятствуют полноценному развитию отечественного производства.

Предлагается:

- законодательно закрепить меры стимулирования розничных сетей к реализации казахстанской продукции за счет возмещения затрат торговым сетям на реализацию продукции ОТП;

- законодательно закрепить предоставление инвестиционных преференций для строительства стационарных торговых объектов;

- включить сферу торговли в Агробизнес-2020 в раздел по развитию агропродовольственного рынка.

Поддержка отечественного производства (импортозамещение)

В настоящее время доля потребления импорта в обрабатывающей промышленности Казахстана в среднем составляет 57% и считается критическим уровнем для национальной экономики.

Предлагается:

1) На первоначальном этапе провести анализ совместно с госорганами, выделить группы и виды товаров, которые потенциально могут рассматриваться для замещения отечественными товаропроизводителями и утвердить их на уровне правительства;

2) На втором этапе предполагается индентифицировать основных потребителей приоритетных товаров по четырем группам – недропользователи, государственные закупки, квазигосударственные закупки и закупки частных компаний;

3) Третий этап подразумевает поддержку конкурентоспособных производителей, как отечественных, так и иностранных компаний, за счет долгосрочных государственных заказов с основными потребителями в обмен на локализацию и импортозамещение.

Для выполнения вышеуказанных пунктов необходимо создание Программы по локализации производства с созданием «пояса МСБ», в рамках которого должны быть сконцентрированы необходимые ресурсы поддержки в виде инвестиционного контракта, офсетного соглашения, частичного возмещения затрат на покупку импортного оборудования, привлечения инвестиций (через единое окно и сопровождение, путем проведения роуд-шоу в ключевых странах и т. д.).