По итогам 2016 года «Атамекен» сопроводил более 5 тыс. проектов

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» в 2016 году ставила перед собой ряд приоритетных задач. Одной из них является оказание сервисной поддержки субъектам предпринимательства. И сегодня в канун наступления Нового года можно подвести определенные итоги. Об этом мы побеседовали с заместителем Председателя Правления НПП Тулемисом Шотановым.

-Тулемис Садыкович, каких показателей добилась Нацпалата в таком важном деле, как сервисная поддержка бизнеса?

- Сервисная поддержка - это делегированная государственная функция, мы получаем из бюджета деньги на предоставление сервисных услуг для субъектов предпринимательской деятельности. Мы этим занимаемся вот уже третий год. Если первый год, можно сказать, был пилотным, пробным, и мы привлекали услуги сторонних организаций, то в этом году мы полностью все сервисные услуги оказали своими усилиями. Услуги оказывались во всех 16 регионах, более того, в каждом районном центре: 188 районов Казахстана были охвачены. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что одна из успешных реализованных Национальной палатой задач – это оказание сервисной поддержки субъектам бизнеса. То есть так называемый сухой остаток можно четко проследить. По итогам года мы сопроводили более 5 тыс. проектов – это бизнес с нуля,когда приходит предприниматель, задает первичные вопросы, у него еще нет в голове четко сформированной идеи о том, чем бы он хотел заниматься. Наши консультанты раскрывают ему все азы бизнеса: с чего нужно начать, как правильно определить рыночную нишу, как написать бизнес-план и успешно защитить его перед банками второго уровня, чтобы получить финансирование и т.д. Далее мы помогаем ему найти потенциальных партнеров, помогаем со сбытом продукции. То есть сопровождением проекта мы называем полный цикл, полностью под ключ.

- Что включает в себя сервисная поддержка?

- Это оказание консультационных услуг предпринимателям по различным направлениям: бухгалтерский учет, маркетинговые услуги, IT-услуги, правовые вопросы, участие в госзакупках, оформление таможенной декларации, налоги, разработка бизнес-плана и т.д.

- По какой схеме работает «Атамекен» с госорганами? Ставятся ли перед Палатой конкретные задачи?

- Министерство национальной экономики заключает договор с НПП, выделяет нам согласно этому договору определенную сумму и ставит перед нами KPI: в этом году мы должны были обслужить 30 тыс. предпринимателей. На эти цели нам было выделено 1,6 млрд тенге по сервисной поддержке. Есть еще другие компоненты, если все вместе посчитать, то сумма возрастает примерно до 2,6 млрд тенге. Таких компонентов у нас пять: сервисная поддержка, о которой мы говорили; Центры поддержки предпринимателей – разъяснение мер государственной поддержки для субъектов бизнеса; «Бизнес-школа» - непосредственно обучение предпринимателей. Четвертый компонент – это «Деловые связи», когда мы наших предпринимателей, условно говоря, экспортируем, то есть здесь их отбираем, обучаем, а потом отправляем за границу, чтобы они могли перенять передовой зарубежный опыт. И пятый компонент – это «Старшие сеньоры». Здесь обратный процесс: мы заключаем партнерское соглашение с иностранной компанией, они готовят для нас высококвалифицированных экспертов и мы их «импортируем» в Казахстан, чтобы они поделились своим опытом с местными предпринимателями.

Так вот по всем этим направлениям НПП превысила в разы те планы, которые перед нами ставило Министерство национальной экономики. Но мы стремимся не просто к количественному показателю, но и к качественному. Хорошо, условно, государство на входе выделило нам 2,6 млрд тенге. На эти деньги мы наняли консультантов, разработали бизнес-план, подготовили различные учебники… А что на выходе конкретно? Мы поставили себе цель, чтобы мы смогли оценить себя по трем показателям: сколько проектов мы сопроводили; сколько предпринимателей реально получило финансирование и на какую сумму; сколько они создали рабочих мест и выплатили налогов государству. Понятно, что по рабочим местам, по налогам есть так называемый отложенный механизм, сейчас нам пока трудно сказать, но, безусловно, эффект будет. Уже сейчас мы можем сказать, что свыше 3,5 тыс. предпринимателей получили финансирование и свыше 5 тыс. предпринимателей мы сопроводили. То есть люди уже начали свое дело, работают.

- Как Вы видите дальнейшие перспективы «Атамекен» в осуществлении этой функции?

- В первый год мы посмотрели, какие из сервисных услуг пользуются спросом, а какие – нет. К примеру, всех волнуют бухгалтерские, юридические услуги, маркетинговое сопровождение, разработка бизнес-планов и т.д. А вот, к примеру, СМК (система менеджмента качества) – немного выпадала. Поэтому мы внесли предложение, чтобы заменить некоторые виды услуг. Например, получение разрешительных документов – очень важно для наших предпринимателей, и второе – сопровождение проектов.

Следующее. Мы понимаем, что оказание услуг в таком формате – это, если честно, вчерашний день. В регионах очень сложно найти высококвалифицированных консультантов. Во-вторых, какой-то человеческий фактор все равно будет. И, в-третьих, у каждого человека есть определенная пропускная способность. Мы понимаем, что это не совсем современный подход. В идеале в нашем понимании это должно осуществляться в онлайн-формате, чтобы каждый мог зайти на какой-то единый портал и получить всю необходимую информацию, не выходя из дома. Поэтому мы разработали сейчас такую систему – она называется «Atamekenservices», ее можно скачать. Там по всем видам услуг, которые мы оказываем, есть полная информация. Но люди бывают разные. Кто-то один раз прочел и все понял, кому-то нужно все «разжевать». Для таких людей есть возможность удаленно оформить заявку, и консультант ему ответит. Более того, он может позвонить в call-центр. Если же ему обязательно нужен контакт, он может прийти в центр поддержки и услышать всю информацию от консультанта лично.

В 2017 году мы пока будем работать двумя методами параллельно: то есть идти по проторенной дороге и предоставлять услуги онлайн.

Хочу сказать, что в первые годы мы работали как скорая помощь. То есть предприниматель пришел, ему нужно сразу получить какую-то первичную информацию, консультацию и т.д. Сейчас мы выросли до того, что в какой-то мере формируем повестку, то есть анализируем, обобщаем, это же, по сути, наш фронт-офис. И после этого мы поднимаем вопрос, как говорит наш Председатель Президиума, НПП – это, прежде всего, диалоговая площадка, партнер госорганов, местных исполнительных органов в принятии каких-то решений. То есть сегодня мы уже готовы формировать повестку за счет этой обратной связи. И в дальнейшем, мы думаем, по принципу «businesstobusiness» какие-то госфункции будут передаваться нам как саморегулируемой организации, потому что никто не знает потребности бизнеса лучше, чем сам бизнес. Турецкая структура по поддержке бизнеса работает именно по такому принципу: она занимается регистрацией предприятий, выдачей определенных разрешений и т.д. Это вопрос, возможно, отдаленной перспективы, но в этом направлении мы сейчас работаем.