Техническое регулирование облегчает торговлю, но вместе с тем несет значительные риски неосвоения новых требований

В связи с вступлением в Евразийский экономический союз ежегодно разрабатываются и принимаются технические регламенты. Технические регламенты призваны обеспечить безопасность продукции и безбарьерный выход на рынки Союза. На вопросы, что же представляет из себя регулирование, на какие подводные камни стоит обратить внимание, мы попросили рассказать директора департамента технического регулирования НПП РК «Атамекен» Нуртаса Утешова.

- Нуртас Абитаевич, сколько технических регламентов уже принято? И как обстоят дела с их внедрением?

- С момента создания Союза принято 40 и введенно в действие 35 технических регламентов. Принятые Технические регламенты являются обязательными и регулируют вопрос обращения продукции на территории Евразийского экономического союза. Если продукция не соответствует техническому регламенту, то ее обрашение на рынке запрещено, но если соответствует, то к ней какие-либо дополнительные нормы и административные требования запрещается устанавливать. При принятии и установлении сроков введения в действие технического регламента учитывается вопрос материально- технической базы страны,испытательной базы, готовности отрасли перейти на новые требования. Каждый технический регламент после принятия вступает в действие через определенное время. За это время отрасль должна перестроиться под новые требования.

Техническое регулирование облегчает торговлю, но вместе с тем несет значительные риски неосвоения новых требований.

- Были ли ситуации, когда отрасль не успевала?

- Да, к примеру, по техническому регламенту на бензин отрасль не успела модернизироваться и перейти на новые требования. В связи с этим был установлен новый переходной период для Казахстана. Сроки дважды переносились. По факту потерян экспортный потенциал. Но Россия может ввозить свой бензин, а наша страна - нет.

Есть моменты, когда производители успевают освоить новые требования, но отсутствуют национальные испытательные лаборатории. То есть произведена соответствующая продукция, но негде в Казахстане ее испытать. Мы проанализировали текущую ситуацию, и видим, что по семи направлениям принятых регламентов отсутствуют испытательные лаборатории. К примеру, на компоненты колесно-транспортных средств или на электрооборудование продукции железнодорожного транспорта. В данном случае, наши производители были вынуждены ввозить продукцию ж/д транспорта для испытаний в Россию, где она проходила испытания более года. Такая ситуация негативно сказывается на времени начала реализации продукции, на ее стоимости. По сути, сбыт продукции был сдержан.

- Случалось ли так, что не успевали и государственные контролирующие органы?

- Да, такие случаи есть. К примеру, по молоку не был разработан стандарт на метод определения сухого молока в молочной продукции. Таким образом, на рынке созданы условия для появления импортной фальсифицированной молочной продукции. Соответственно, добросовестным производителям молочной продукции конкурировать на рынке с зарубежными производителями молочного фальсификата представляется сложным.

- Сколько еще предстоит разработать? Что делается по вступающим в силу техническим регламентам?

- Согласно плану разработки, предстоит разработать еще 21 технический регламент.

В 2017 - 2018 годах вступают в действие 4 технических регламента и необходимые меры по их внедрению должны быть приняты.

Практика утверждения отраслевыми государственными органами национальных планов мероприятий, необходимых для реализации требований технических регламентов Евразийского экономического союза, показала свою жизнеспособность и актуальность.

В настоящее время приняты следующие технические регламенты:

- «О безопасности рыбы и рыбной продукции», который вступает в силу с 1 сентября 2017 года;

- «Требования к сжиженным углеводородным газам для использования в качестве топлива» (вступает в силу с 1 января 2018 года);

- «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники», вступающему в силу с 1 марта  2018 года;

- «О безопасности аттракционов» (начнет действовать с 19 апреля 2018 года).

Однако до настоящего времени по ним не приняты соответствующие Планы мероприятий. Есть большой риск остановки предприятий, потеря экспортного потенциала или сдерживание сбыта.

- Какие вопросы должен охватывать план мероприятий?

- Из наработанной практики в Плане, как минимум, следует отражать следующие мероприятия:

- проведение широкой разъяснительной работы, в том числе обучающих семинаров;

- формирование предложений в перечни стандартов к регламентам, в том числе проведение анализа обеспеченности каждого требования регламента соответствующим стандартом на методы испытаний;

- формирование предложений в перечни продукции с кодами ТН ВЭД ЕАЭС для прохождения таможенных процедур;

- формирование предложений в программу по разработке межгосударственных стандартов, в том числе включение в План государственной стандартизации межгосударственных стандартов, закрепленных за Республикой Казахстан;

- проведение ревизии имеющейся лабораторной базы и выявление необходимости создания/дооснащения испытательных лабораторий, а также проработка вопроса выделения средств испытательным лабораториям и их ускоренной аккредитации;

- приведение национального законодательства в соответствие с требованиями принятых регламентов (кодексы, законы, постановления, приказы и т.д.), в том числе внесение изменений в постановление Правительства Республики Казахстан об обязательном подтверждении соответствия продукции.

Становится очевидным, что при отсутствии надлежащих мер вышеуказанные негативные последствия для отраслей проявятся.

- Что делает НПП в этом направлении?

- Поскольку отраслевые государственные органы не приняли планы мероприятий, Национальная палата предпринимателей инициировала письмо в отраслевые госорганы с просьбой в срочном порядке утвердить Планы мероприятий к указанным регламентам, а также обеспечить их реализацию для «безболезненного» перехода отечественной экономики на новые требования. Конечно, участие НПП в этих планах следует предусмотреть.