В свете Послания Президента РК Нацпалате в нынешнем году предстоит большой фронт работы

Не только защищать, но и улучшать законы

Как заявил на недавней ежегодной конференции предпринимателей г. Астаны Председатель Президиума Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Тимур Кулибаев, самым приоритетным вопросом на 2017 год для НПП остается защита прав и законных интересов бизнеса. Глава «Атамекен» сообщил, что налажена «конструктивная работа с Генпрокуратурой, антикоррупционным ведомством и другими госорганами», добавив, что «положительные результаты есть». При этом Тимур Кулибаев подчеркнул, что, «помимо защиты предпринимателей, обращающихся в Нацпалату за помощью, НПП работает также над совершенствованием законодательства». «Уже принят закон «О разрешениях», где все собрано воедино. Теперь чиновник, который захочет внести новые разрешения или лицензии, должен согласовать их с бизнес-сообществом, правительством, депутатским корпусом. Я считаю, что сейчас есть очень хороший «фильтр», чтобы эти полномочия не расширялись», - сказал глава Национальной палаты предпринимателей.

К слову, по поручению Главы государства в этом году будут проанализированы контрольно-надзорные функции государственных органов. В Казахстане существует 61 контрольно-надзорное ведомство, к предпринимателям предъявляется 28 тыс. требований. Нацпалата намерена сократить их количество более чем на две трети.

Возможно, уже в этом году из Уголовно-процессуального кодекса будет исключена статья о лжепредпринимательстве. Как рассказал Тимур Кулибаев, «Атамекен» НПП ведет диалог со всеми госорганами, чтобы добиться отмены этой нормы закона.

Жалуются – значит, доверяют

В адрес «Атамекен» поступает большое количество обращений от субъектов предпринимательства по линии защиты бизнеса. Заявители жалуются на действия или бездействие должностных лиц государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора, субъектов естественных монополий, указывают на административные барьеры, несовершенство законодательства и наличие в нем коррупциогенных норм.

На сегодняшний день НПП РК является своего рода индикатором уровня защищенности казахстанского бизнеса. Анализ поступающих обращений позволяет выявить наиболее уязвимые сферы осуществления предпринимательской деятельности и отрасли законодательства.

За 3 года деятельности в систему НПП РК (центральный аппарат и все региональные палаты предпринимателей) поступило 17 236 обращений по линии защиты бизнеса в интересах субъектов предпринимательства. При этом в 2014 году поступило 4 573 обращения, в 2015 году - 5 314 обращений, в 2016 году - 7 225 обращений (на 36% больше, чем в 2015 году). Это говорит о том, что доверие бизнес-сообщества к НПП РК растет, но также и о том, что по-прежнему остается множество системных проблем и административных барьеров в деятельности казахстанского предпринимателя.

В среднем, экспертам НПП РК удается добиться положительного результата по 42% от общего числа обращений.

Также по результатам рассмотренных экспертами НПП РК обращений было защищено имущественных прав предпринимателей на сумму свыше 51,7 млрд тенге (8,4 млрд тенге - в 2014 году, 14,4 млрд тенге - в 2015 году и 28,9 млрд тенге - за 2016 год). Это отмененные штрафы, пени, возвращенные госорганами деньги, стоимость сохраненного бизнесу имущества и т.д.

За 2016 год деятельности наибольшее количество обращений поступило в следующих сферах: 14% - налогообложение; 13% - закупки; 12% - земельные вопросы; 10% - споры между субъектами предпринимательства; 6% - архитектура, строительство, ЖКХ.

«Конституция предпринимателя»

Одно из важных событий для казахстанского бизнеса - принятие Предпринимательского кодекса - уникального документа, не имеющего аналогов в мире. Предметом Предпринимательского кодекса являются взаимоотношения государства и бизнеса. Идеология кодекса уникальна - это своеобразная «Конституция предпринимателя». Предпринимательский кодекс нужен не для государственного регулирования бизнеса, а для выстраивания четкой и понятной системы взаимоотношений между предпринимателем и государством.

Новеллы кодекса, инициатором которых выступила Палата, во многом облегчат жизнь отечественных предпринимателей. Прежде всего, это презумпция добросовестности предпринимателей. Она подразумевает, что бизнесмен изначально добросовестен и законопослушен, и не должен доказывать это государству. Впервые в истории независимого Казахстана установлена ответственность должностных лиц за неправомерные решения, если это привело предпринимателей к значительным расходам.

Кроме того, в Кодексе закреплена норма об институте Уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена). Еще один важный момент: в Кодексе обозначены пределы участия государства в предпринимательской деятельности, закреплен принцип невмешательства в хозяйственную жизнь предприятий.

Без преувеличения, можно сказать, что за последние два года НПП «Атамекен» провела титаническую работу в вопросе выявления и ликвидации административных барьеров на уровне законодательства. Начнем с того, что при самом деятельном участии НПП разработано три ключевых закона, направленных на кардинальное улучшение условий для реализации предпринимательской инициативы. Эта проводилась по поручению Главы государства.

Дайте вздохнуть бизнесу!

Итак, что сделано. Во-первых, Парламентом принят законопроект о мерах по кардинальному улучшению условий осуществления предпринимательской деятельности. Этим законом внесены изменения и дополнения в 11 кодексов и 94 закона, касающихся самых разных сфер - экологии, налогообложения, земельных отношений, торговли, строительства, туризма и т.п.

Эффект от принятых изменений выразился в сокращении непроизводственных затрат для бизнеса, сроков получения различных разрешений, в снижении возможности возникновения коррупционных проявлений при взаимодействии бизнеса с властью. И это не голословные декларации! По предварительным подсчетам, экономия средств бизнеса составила более 14 млрд тенге в год.

Что конкретно реализовано в законе? Первое - отменены плановые проверки. Все субъекты предпринимательства разделены на четыре группы, внедрена новая система управления рисками. Второе - сокращено количество оснований для проверок. Свыше 4500 обязательных требований, несоблюдение которых автоматически открывало ворота предприятий навстречу контролеру, поставлены на утрату. Соответственно, упразднены и штрафы, которые налагались на бизнесмена за несоблюдение этих требований. Это позволило значительно сократить нагрузку на бизнес.

Третье - усилена роль Национальной палаты предпринимателей. В законе появилась норма об обязательной экспертизе всех нормативно-правовых актов (от законопроектов до приказов министра), так или иначе затрагивающих сферу предпринимательства. Но главное - в законодательство внедрена норма об обязательном проведении анализа регуляторного воздействия (АРВ) на бизнес-решений, принимаемых госорганами.