Итогом стало подписание 92 документов на общую сумму 840 млн долларов. Кроме того, правительства двух стран договорились, что до 2020 года утроят объем товарооборота с 1,5 млрд долларов до 5 млрд долларов. В этом процессе непосредственное участие примет предпринимательское сообщество двух братских народов.

В кулуарах выставочной экспозиции форума в интервью palata.kz советник председателя АО «Узбекенгилсаноат» Расул Гайниевич Садыков рассказал о ковроткачестве Узбекистана – как пережили кризис 90-х и наладили бизнес-процессы с применением передовых технологий.

Как налаживалось производство ковров в переходный период?

 Ковроткачество в Узбекистане – испокон веков древнее и популярное ремесло. Есть целые регионы, которые ткали ковры. В советское время сырье для ткачества ковров завозилось, а после развала союза наступил кризис и предприятия по выпуску ковров просто встали. Несмотря на эти сложнейшие обстоятельства, преданные своему делу люди, они просто фанаты, никогда не сдавались и стремились сохранить традиции ковроткачества. На сегодня правительство нашей страны создало такие условия для этой отрасли, что начали завозить сырье, пряжу и нити для ковров и постепенно внедряли технологию, завезли оборудование для производства уже своей пряжи и нити для снижения себестоимости производимой продукции.

– Насколько высок спрос на ковры?

 Ковер для семьи – важный элемент. Ковры выстилают и на стенах, и на полу, мы же с вами ценители ковров, соответственно спрос на нашу линейку продукции большой. Поэтому в нашей республике имеются несколько крупных компаний, которые производят ковры практически любого размера и формата под любой заказ клиента. Наши ковроткацкие фабрики изготавливают зеленые поля для спортивных стадионов и площадок, футбольных полей, беговых дорожек. То есть это все сейчас в нашей республике есть, начиная от ковролина до ковровых покрытий. Рисунки на коврах также делаются по вкусу и потребностям заказчика. Капризы клиента – это наша «проблема».

– Какова география продаж ваших ковров?

 Наша продукция на сегодняшний день востребована и экспортируется во многие страны. Так, в Алматы есть торговый дом, где налажена и идет хорошая реализация по всему Казахстану. В России несколько наших торговых точек. Это и соседний Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан. Из стран дальнего зарубежья – это Польша, вот сейчас готовимся к открытию торгового дома в Германии.

– Чем могут гордиться ваши предприятия?

 В любой тюркоязычной семье – ковер всегда был ценностью. Очень много восстанавливается древних рисунков и орнаментов, которые использовали родоначальники ковроткачества в Узбекистане. У нас истоки и корни ковроткачества, история рисунков очень богатая и они сохранились в наших республиканских архивах. У нас есть дизайнеры, которые работают именно по этому направлению – изучают и восстанавливают исторические орнаменты. Ковры считаются товаром народного потребления, а рынок беспощаден, он же никого не жалеет и стоит отстать от современных тенденций на какой-то период, то сразу же ты или выходишь их обоймы или дальше продолжаешь работать. Поэтому мы стараемся быть в тренде и практически каждый месяц выдаем что-то новое. Обычно все привыкли видеть традиционные рисунки орнаментов, то, что вы видите сегодня на коврах – это не только восточные, это изображение, например, полевых ландшафтов, более тоньше исполненных, потому что подбор рисунка каждого изделия подбирается на компьютере и у нас уже другой ассортимент - более тысячи вариантов. Также по заказу клиента мы можем скомпоновать ковер из нескольких рисунков, все по вашему желанию и это будет штучный экземпляр и только ваш. Если вы, допустим живете в фешенебельном доме с холлом 10 на 15 или 10 на 20 кв метров, мы можем сделать такое покрытие, которое вам хочется, под ваш дизайн всего интерьера – текстиля, обоев, мебели и много другого.

– А был ли у вас какой-то особенный заказ?

 У нас каждый заказ специальный получается, потому что к каждому пожеланию клиента у нас творческий подход. Понимаете, все складывается из компонентов и мелочей. Если не будет мелочей – большого не будет никогда. Когда мы начинаем работать с новыми партнерами, работаем сначала малыми партиями, как правило, они вырастают в более крупные заказы. Например, когда мы появились на рынке Алматы, очень много было завезенной продукции из Китая, Ирана. Прошел год. Сегодня наши ковры востребованы. Покупатель нас знает, ценит качество ковров производства Узбекистана. Приходят именно на наш бренд. Производимые нами ковры имеют свои характеристики – они не токсичны, подвергаются химчистке, при этом не теряют формы.

На полях казахстанско-узбекского бизнес-форума было озвучено двустороннее намерение об открытии торгового дома, где будут представлены товары из Узбекистана. Это в первую очередь, отрасль легкой промышленности с собственной сырьевой базой и представлением всего спектра продукции ну и, конечно же, индустрия ковроткачества.

Гульнара Амренова