Многих предпринимателей интересует, как правильно, быстро и с наименьшими затратами ввезти в Казахстан промышленное оборудование, какие при этом могут возникать сложности и как их можно избежать?

На данные вопросы мы попросили рассказать коммерческого директора транспортно-логистической компании «Wise Logistics Group» Алихана Сагинаева

Справка: Сагинаев Алихан Есенгосович, внештатный советник Председателя правления НПП «Атамекен», коммерческий директор компании «Wise Logistic Group».

Проходил службу в таможенных органах: от инспектора до Заместителя Председателя таможенной службы Казахстана (2005),  участвовал в разработке первого Таможенного кодекса страны (1994), был инициатором и непосредственным разработчиком многих нормативно-правовых документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, работал в государственно-правовом отделе Администрации Президента РК (1996,2000).

Является экспертом по вопросам таможенного регулирования, международной торговли и логистики, член Консультативных комитетов Евразийской экономической комиссии по таможенному регулированию и по вопросам предпринимательства, независимый директор АО «МЦПС «Хоргос».

Многолетний опыт работы на рынке услуг международных перевозок позволяет сделать некоторые обобщения и выделить несколько самых распространенных ошибок, которые могут возникать при покупке и ввозе в Казахстан промышленного оборудования.

Назовем 5 из них, хотя это количество довольно условное, но позволит предпринимателям примерно оценить и минимизировать свои риски.

Почему мы ведем речь именно о промышленном оборудовании?

Дело в том, что эта категория грузов имеет некоторые особенности, как при транспортировке, так и при таможенной очистке, имеет высокую стоимость, зависит от сроков доставки, поскольку это влияет на своевременность монтажа оборудования и ввод в эксплуатацию всего предприятия.

Поэтому начнем по порядку:

Ошибка № 1 - нюансы при заключении внешнеторгового контракта.

Казалось бы, об ошибках при заключении договоров написано множество специализированных книг, статьей и рекомендаций, что здесь не должно быть никаких проблем. Однако часто договора подробно описывают предмет сделки, условия купли-продажи, ответственность сторон, но не учитывают важных нюансов, связанных логистикой. К таким нюансам можно отнести международные условия поставки, которые точно определяют место перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные правила «Инкотермс», обеспечивающие однозначные толкования торговых терминов и представляющие собой стандартные условия договоров международной купли-продажи. Условия поставки влияют на определение таможенной стоимости и в дальнейшем при таможенной очистке могут отразиться на скорости таможенного оформления.

Многие предприниматели не обращают внимания на эти условия поставки и формально указывают их в договорах, особо не задумываясь о возможных последствиях.     

Другой, распространенной ошибкой в контрактах является отсутствие подробной спецификации к поставляемому оборудованию. Этот момент также может негативно повлиять на таможенную очистку, когда возникнет необходимость доказывать таможенным органам обоснованность применения того или иного кода товара. Если к договору прикладывается подробная спецификация оборудования с количеством, единицами измерений, а еще лучше с кодами согласно Гармонизированной системе, то это существенно облегчит таможенные формальности. Напомним, что речь идет о промышленном оборудовании, зачастую уникальном и, возможно, ранее не ввозившемся в страну.

Отсюда переходим ко второй распространенной ошибке импортеров.

Ошибка № 2 - неправильная классификация товаров.       

Предприниматели, ввозящие промышленное оборудование, как правило, редко сталкиваются с таможней, поскольку являются производственниками и не знакомы с особенностями таможенного законодательства. При заключении контракта они глубоко не изучают вопросы, связанные с таможней, и поэтому какой код товара будет присвоен при таможенной очистке, их не сильно заботит.

Но это серьезное упущение, так как именного от кода товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (сокращенно ТН ВЭД) начисляются таможенные пошлины и применяются меры нетарифного регулирования (лицензирование, сертификация, различные разрешения и т.д.).    

Таким образом, проблемы на таможне часто возникают с классификацией сложного и многофункционального оборудования, частей оборудования.

Дело в том, что согласно таможенному законодательству код товара по ТН ВЭД вправе определить только таможенные органы и их решение будет окончательным. Практика показывает, что при судебном обжаловании суды почти всегда принимают сторону таможенных органов, так как классификация товаров довольно сложный процесс и требует специальных познаний и опыта.

Для сведения: полномочиями по единообразному  толкованию ТН ВЭД в Евразийском экономическом пространстве (5 стран - Казахстан, Россия, Беларусь, Армения и Кыргызстан) наделена Евразийская экономическая  комиссия (ЕЭК), а при возникновении спорных ситуаций окончательное решение по классификации принимает Всемирная таможенная организация, штаб-квартира которой находится в Брюсселе (Бельгия).

Как видим, принятие решения о коде товара непростая процедура, поэтому для промышленного оборудования мы рекомендуем своим клиентам заблаговременно получить предварительное решение таможенного органа и избежать следующей распространенной ошибки.

Ошибка № 3 - отсутствие разрешительных и иных вспомогательных документов.

О необходимости получить разрешительные документы многие импортеры узнают только на этапе таможенного оформления, когда груз уже находиться на складе временного хранения (СВХ) и каждый день нахождения там груза ведет к дополнительным финансовым издержкам.

Этого можно избежать, если заблаговременно, желательно еще до ввоза оборудования на территорию Таможенного союза начать получение разрешительных документов.

Почему еще до ввоза?

Как правило, промышленное оборудование имеет большие размеры и завозится частями в разобранном виде. Поэтому, чтобы оформить всё оборудование под единым кодом, необходимо решение таможенного органа о его классификации в несобранном или разобранном виде, ввоз которого предполагается различными товарными партиями в течение определенного периода времени.

Заявление на получение такого предварительного решения подается до представления первой партии товара для таможенного декларирования.

Далее, понятие «нетарифное регулирование» подразумевает лицензирование, квотирование и другие меры количественных запретов и ограничений экономического характера. К примеру, часто запасные части промышленного оборудования попадают в список товаров двойного назначения и подлежат экспортному контролю. Если заранее не получить необходимые разрешения, то таможенное оформление груза может затянуться.

Ошибка № 4 - занижение таможенной стоимости.

Некоторые предприниматели, чтобы снизить свои расходы при таможенной очистке, пытаются занизить стоимость оборудования. Такая «минимизация налогов» является уголовным правонарушением и в последующем может привести к серьезным потерям для бизнеса. Дело в том, что на этапе оформления сотрудники таможни могут принять заявленную таможенную стоимость, тем более, если автоматизированная система контроля управления рисками (СКУР) не сработала по данному профилю.

Но это еще ничего не значит, так как таможенные органы могут в течение 5 лет после выпуска товара провести посттаможенную аудит и доначислить таможенные платежи и налоги. Причем, если будут достаточные основания, может быть возбуждено уголовное либо административное производство по признакам недостоверного декларирования.

Таможенные органы Казахстана имеет международные соглашения о сотрудничестве практически со всеми таможенными администрациями мира, поэтому выявить факт занижения таможенной стоимости не представляет большого труда, это лишь вопрос времени. Так, что если кто-то «советует» снизить таможенные платежи и налоги таким способом, выставьте за дверь такого «консультанта», поскольку деловая репутация и риски для вашего бизнеса не соразмерны выгоде от занижения стоимости.  

Ошибка № 5 - не использование возможностей законодательства по преференциям.

Законодательством Казахстана предусмотрены различные налоговые и таможенные льготы для бизнеса, которыми нужно уметь правильно пользоваться и применять на практике.

К примеру, при соблюдении определенных условий можно абсолютно законно получить освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на ввозимые товары. Для этого можно использовать особенности некоторых таможенных режимов либо получить инвестиционные преференции. Здесь сложно давать какие-то общие рецепты, поскольку каждый случай индивидуален и требует отдельного изучения, но возможности существуют.

Чтобы избежать изложенных выше ошибок и не совершать других, с максимальной пользой использовать все имеющие возможности отечественного законодательства, следует консультироваться с профессионалами, имеющими опыт работы в данной сфере, так как затраты на подобного рода услуги не сравнимы с рисками потерь при реализации крупных инвестиционных проектов и строительстве промышленных объектов.