Вопросы-ответы

Что нужно знать при ликвидации юридического лица?

 Согласно статье 37 Налогового кодекса РК (далее Кодекс) юридическое  лицо-резидент в случае принятия решения о ликвидации письменно сообщает об этом налоговому органу по месту своего нахождения, предоставив одновременно: 1)    налоговое заявление о прекращении деятельности; 2)    налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности при наличии такого учета; 3)    ликвидационную налоговую отчетность; 4)    налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины в порядке, установленном статьей 648 настоящего Кодекса; 5)    уплачивает налоги, другие обязательные платежи в бюджет, социальные отчисления, перечисляет обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы, отраженные в ликвидационной налоговой отчетности, не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности. 6)    представляет заявление на проведение документальной проверки. После завершения документальной проверки либо проведения камерального контроля (при упрощенной ликвидации юридического лица) ликвидируемое юридическое лицо одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения: 1) ликвидационный баланс; 2)    погашает при наличии задолженность. При этом также погашается налоговая задолженность структурных подразделений ликвидируемого юридического лица, постоянных учреждений, структурных подразделений юридического лица-нерезидента в случае исполнения таким юридическим лицом-нерезидентом налоговых обязательств совокупно по группе постоянных учреждений, филиалов, представительств через прекращающее деятельность постоянное учреждение, структурное подразделение. 3)    Справку банка и (или) организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, о закрытии имеющихся банковских счетов. Для снятия с регистрационного учета в органах юстиции необходимо обратиться в Центры обслуживания населения по месту регистрации юридического лица согласно статье 16 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».  

Должно ли предприятие, в котором нет вакансий, сдавать по формe административного учета для представления сведений о востребованных специальностях по прогнозируемым рабочим местам (с нулевыми показателями)?

Отчет по указанной форме представляется работодателями при наличии сведений о потребности в работниках и специалистах. Следовательно, при отсутствии таких сведений отчет не представляется. Одновременно, в процессе практического применения норм действующего законодательства в сфере труда и занятости полагаем целесообразным придерживаться официального разъяснения в соответствии с законом Республики Казахстан «О правовых актах».    

Должны ли отчет сдавать физические лица на патенте?

По статье 429 Налогового кодекса Республики Казахстан физические лица, работающие по патенту, не используют труд наемных работников на постоянной основе. Логически сведений о вакансиях и прогнозируемым рабочим местам не представляют.

Предусмотрена ли административная ответственность за непредставление сведений о вакансиях и по прогнозируемым рабочим местам?

В связи с публикациями в СМИ и обращениями предпринимателей предлагаем Вашему вниманию более подробную информацию об обязанности работодателя предоставлять сведения обо всех свободных рабочих местах (вакансиях) и по прогнозируемым рабочим местам. Положение об обязанности работодателя о предоставлении сведений обо всех свободных рабочих местах (вакансиях) введено в 1998 году законом «О занятости населения». В настоящее время речь идет о двух формах отчетности: По 1 форме работодатель обязан направлять центру занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней. Понятно, если в наличии нет таких данных, то работодателям не нужно ходить и сдавать пустографки. Административная ответственность за неисполнение данной  нормы предусмотрена с 2001 года в соответствии с Кодексом  об  административных нарушениях (то есть за форму 1). Нарушение работодателем  данной нормы влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. Срок представления сведений о востребованных специальностях по прогнозируемым рабочим местам (форма 2) для включения в базу данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест не позднее 1 апреля и 1 октября, следующего за отчетным периодом. При этом ответственности работодателей за непредставление сведений по прогнозируемым рабочим местам (форме 2) Кодексом не предусматривается.

Если на предприятии (организации) нет вакансий, должно ли предприятие сдавать отчет?

Отчет по форме о предоставлении сведений о вакансиях представляется работодателями при наличии вакансий. Следовательно, при отсутствии таких сведений отчет не представляется.

Как реализуется Дорожная карта дуального обучения, разработанная НПП совместно с Министерством образования и науки?

Сегодня в рамках Дорожной карты по внедрению дуальной системы обучения по 10 приоритетным отраслям 1137 предприятий стали участниками Дорожной карты и приняли с организациями ТиПО условия по совместной подготовке кадров 17 500 студентов. Заключено 60 договоров о шефстве предприятий над колледжами. Так, только ТОО «СК «Базис» заключены 3 договора по строительным специальностям с 2 колледжами Астаны и одним - в Алматы. Сейчас активно прорабатывается вопрос о передаче государственных колледжей в доверительное управление предприятиям и ассоциациям. В данном механизме предприятие или ассоциация получает для себя базу подготовки кадров, полностью распоряжается как хозяйственной частью, так и учебной частью учебного заведения. Передача государственных ТиПО в доверительное управление - это реальный механизм смычки системы образования и рынка труда.

Какую работу «Атамекен» проводит в решении проблем занятости?

Это ряд направлений. В целом, вся работа Нацпалаты сейчас направлена на повышение динамики, активизацию бизнеса, создание ему условий. Это множество направлений. Но в числе наиболее интересных и перспективных проектов можно назвать программы содействия развитию бизнеса на селе, через микрокредитование, через поддержку АПК, содействие развитию инфраструктуру, обеспечение доступа к рынкам сбыта для бизнеса, особенно в сфере госзакупок. В 2016 году Палата провела опрос краткосрочной потребности в кадрах среди работодателей. И вот, опросив 7026 предприятий, мы выявили следующую ситуацию: расчетная потребность в работниках в 2016 году составляет 134 тысячи человек. В реальном секторе совокупная потребность оценивается в размере 49 тысяч человек, при этом половина приходится на сельское хозяйство, где рабочие требуются в основном на сезонные работы. Хотелось бы отметить, что основным генератором спроса на новых работников является частный бизнес - почти 80% от республиканской потребности (106 тыс. чел.). По результатам анализа данных опроса, наибольшим спросом в республике будут пользоваться технические работники средней квалификации - потребность в них составляет 57,1 тысяч человек (43% спроса в стране). Также высока потребность работодателей в работниках с низкой квалификацией или вообще без квалификации - 33% от всего спроса в стране. То есть, велик спрос на рабочие кадры.

Существует проблема сбыта продукции агропрома. Что предлагает НПП в этом направлении?

Именно для этого нам нужна кооперация на селе, чтобы производители объединялись, специализация, и конечно, помощь государства. Это на пользу и потребителю. Так, анализ цепочки прохождения товаров от производителя до города показывает, что идет удорожание продукции до 20-40%.  В этой связи НПП «Атамекен» предлагает подход, который заключается в выстраивании сотрудничества между торговыми сетями и сельхозкооперативами, с целью прямого сбыта продукции. Мы уже начинаем такой проект в Алматы, и рассчитываем продвинуть эту модель и на другие города. Мы наметили три этапа развития торговли между сетями и сельхозкооперативами. На первом этапе предполагается объединение фермеров в кооперативы, с углублением специализации производства и прямой торговлей с сетями. На втором этапе - создание пилотного Оптово-Распределительного Центра (ОРЦ) для организации доработки, фасовки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, надлежащего фитосанитарного и ветеринарного контроля, эффективного межрегионального перераспределения. Третий этап – формирование уже по всему Казахстану эффективной сети ОРЦ для распределения продукции между регионами и экспортом на внешние рынки сбыта, с интеграцией в аналогичные сети соседних государств. Международный опыт говорит, что многие успешные рынки строились за счет государственных средств и находятся в госсобственности. Поэтому мы намерены предложить государству выступить интегратором формирования системы прямого сбыта аграрной продукции. Мы провели консультации с крупными торговыми сетями города Алматы: Рамстор, Магнум, Арзан, Алма, КарФур, Метро, и нашли понимание, поддержку и открытость к диалогу. На сегодняшний день создано уже 11 кооперативов, они готовы работать по такой схеме, и мы уверены, что их в перспективе будет гораздо больше, в том числе и из других регионов Казахстана. Такая модель будет означать повышение занятости, развитие производства сельхозпродукции, обеспечение собственными продуктами.

Будет ли кредитоваться сфера АПК?

Безусловно. Это важный вопрос. Сейчас цены на нефть значительно упали. Сырье не может, как раньше, быть драйвером роста экономики. Нам нужна диверсификация, переход к другой модели. И здесь на первом месте сельское хозяйство. Спрос на продовольствие в мире постоянно растет. Это связано с тем, что увеличивается количество людей, и их благосостояние тоже. Например, в Китае уровень жизни постоянно растет, и в перспективе эти 1,2 млрд будут потреблять на уровне развитых стран. Это огромный рынок. Агропром может стать основой нашего благополучия, более надежной, чем нефть. Учитывая, что у нас почти половина населения живет на селе, это означает вовлечение огромной массы людей в перспективное и прибыльное производство. Казахстан может увеличить производство растительных масел в 4-5 раз; мяса говядины в 2 раза; баранины в 2 раза; яблок в 5 раз и т.д. Есть потенциал, и он не используется. Вокруг нас огромные рынки и огромный спрос. К примеру, в 2014 году наши соседи - Россия и Китай, только говядины закупили на сумму свыше 4 млрд долларов. Мы же пока не можем обеспечить полностью даже себя - за январь-декабрь 2015 года Казахстан импортировал продукции АПК на сумму свыше 3,2 млрд долл. Поэтому особенно важно развитие АПК. Одним из выходов является сельхозкооперация. Она обозначена, кстати, как приоритет в программе «100 шагов». Сейчас у нас на селе доминируют малые хозяйства. Так, за 2015 год сельхозпредприятия произвели продукции на 677,2 млрд тенге, крестьянские/фермерские хозяйства – на 882,6 млрд тг. А личные подсобные хозяйства – на почти 1,2 трлн тг. Глава государства поручил устранить все барьеры, препятствующие развитию бизнеса в сельском хозяйстве. Национальная палата активно действует в этом направлении. На сегодняшний день по республике зарегистрировано более 2 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов, из них НПП сопровождает 130.  Но есть проблемы развития, которые мы должны устранить.  Сельхозпроизводители, укрупняясь в форме СПК, сталкиваются с проблемой отсутствия денег. Кредитные линии банков очень дорогие, а залоговое имущество кооперативов банки не жалеют принимать в залог. Многие кооператоры желают модернизировать производство, обновить сельхозтехнику и создать новые рабочие места, но у них нет доступа к дешевым длинным деньгам. Поэтому сейчас мы продвигаем через государственные органы программы по кредитованию сельскохозяйственных кооперативов. 

Какую работу проводит Национальная палата предпринимателей по развитию микрокредитования? 

В этом году «Атамекен» запустил программу микрокредитования в трех регионах страны - Алматинской, Актюбинской и Кызылординской областях. В перспективе проект будет реализован в Мангистауской, Костанайской и Жамбылской областях. Эти кредиты даются на нужды малого бизнеса. Причем охват идет исключительно на развитие предпринимательства в сельских населенных пунктах, моно,- и малых городах. Главная причина, по которой нам сейчас нужна система микрокредитования, это доступ к средствам для населения. Бизнес без доступа к финансам, к недорогому финансированию вести очень трудно. При этом у нас, как и во всем постсоветском пространстве, финансирование легче всего получить только жителям крупных городов. Все остальные, а в особенности, сельские жители, практически лишены доступа к финансовым услугам, банки не готовы кредитовать нужды малого бизнеса в глубинке. Недоступность кредитов сдерживает предпринимательскую инициативу в регионах. Сейчас, по данным статистики, численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше составляет порядка 8,9 млн человек (данные 2016 года). Среди них есть масса людей, которые готовы заниматься бизнесом, желают начать свое дело. Их нужно поддерживать, так как это рабочие места, причем в таких регионах, где зачастую существует острая проблема с занятостью. Необходимо перенести инфраструктуру кредитования в регионы, в глубинку, туда, где есть острый спрос в средствах. Именно на это и направлена программа микрокредитования. Микрокредит позволяет получить доступ к финансированию без жестких условий, выдвигаемых банками, без стартового капитала, кредитной истории, обеспечения.  Микрокредитование проводится за счет заемных денег, предоставленных АО «Холдинговая группа «АЛМЭКС». Общая сумма - 1 млрд 200 млн тенге. Из них НПП выделяет по 300 млн тенге на каждую область, а денежные средства будут выдаваться заемщикам по ставке вознаграждения не более 7%. Уже есть первые предприятия, которые получили финансирование по программе микрокредитования. Например, в Актюбинской области выданы кредиты на 25 млн тенге на сферу растениеводства, приобретение саженцев, системы капельного орошения. В Кызылординской области профинансированы на сумму порядка 20 млн тенге проекты по разведению племенных молочных коз, пчеловодству, производству мясных полуфабрикатов.