В НПП обсудили проблемы инфраструктуры агропродовольственного рынка

В Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен» прошел круглый стол на тему «Агрологистика: системный подход к развитию современной инфраструктуры агропродовольственного рынка» с участием руководства Палаты, представителей Министерства сельского хозяйства РК, экспертов и сельхозтоваропроизводителей.

Участники совещания попытались выработать предложения по логистике в аграрном секторе в рамках разработки концепции новой программы АПК на 2017-2021 годы.

Круглый стол организован с целью детальной проработки задачи по созданию действенной системы прямого сбыта и переработки продукции, развитию транспортно-логистической системы АПК, созданию единой концепции сети оптово-распределительных и торгово-логистических центров, озвученной в рамках презентации Концепции развития Программы АПК на 2017-2021 годы, представленной в Астане 7 ноября.

Производители и переработчики сельскохозяйственной продукции, дистрибьюторы, перевозчики и торговые сети изложили свое понимание ограничений и проблем имеющейся инфраструктуры и сложившихся логистических систем.

Председатель подкомитета транспортной логистики НПП «Атамекен» Ерхат Искалиев в своем выступлении привел такую цепочку: сначала нужно научиться продавать, для этого нужно научиться планировать, а потом уже определяться, что мы производим.

«Мы хотим, чтобы логистика не была тормозом для сельхозпроизводителей ни в торговле, ни в экспорте. Очень важно управлять затратами, стремиться к оптимизации и сокращению операционных циклов. Для логистов важно, чтобы был объем, четкий план поставок», - сказал он.

Главный специалист Министерства сельского хозяйства РК Еркин Оразбеков, в свою очередь, поделился видением по повышению эффективности цепочек поставок агропромышленной продукции посредством создания сети оптово-распределительных центров (ОРЦ).

Управляющий директор - директор Департамента таможенного администрирования НПП Дина Мамашева обратила внимание чиновника на экономическую сторону вопроса. «На мой взгляд, создание сети ОРЦ, отдельной от имеющихся ТЛЦ (транспортно-логистических центров) – это неэкономично. Все склады, о которых вы говорили, они уже есть. В ТЛЦ все уже заложено, все условия оговорены, осталось только дать им дополнительно всего одну функцию: с этих складов не сразу грузить и отправлять, а реализовывать прямо здесь. Когда строится ТЛЦ, почему там сразу это не закладывается. Зачем тратить дополнительные средства? Может быть правильнее доработать сеть ТЛЦ?», - заявила она.

Представитель МСХ с ней согласился. «Мы сейчас прорабатываем вопрос возможной генерации ОРЦ в ТЛЦ», - сказал он.

Эксперт Международного института логистики и бизнеса «Шелковый путь» Андрей Хлусс предложил модель развития, предполагающую централизованное управление сетью оптово-распределительных центров, совмещающих функции сортировки, хранения, переработки, упаковки и сбыта, на основе современных методов прогнозирования продовольственных потребностей в разрезе регионов. «Реализация таких стратегических проектов требует единого системного подхода в масштабах страны и вовлечения многих сторон, что, как показывает международный опыт, достижимо только при системной государственной поддержке и государственном управлении проектом» - уверен эксперт.

«Суть современного подхода состоит в том, что мы должны развернуть информационный поток в обратную сторону: то есть продуктовый поток двигается от земли к потребителю, но мыслить мы должны от потребления к земле – от момента спроса, единственного момента истины, когда мы продаем и покупаем», - добавил он.