Порядка 60% предложений НППП РК «Атамекен» было поддержано в ходе разработки Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС

26 декабря 2016 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге Главы государств ЕАЭС подписали проект Договора о Таможенном кодексе Союза.

К вступлению в силу Таможенный кодекс ЕАЭС планируется с 1 июля 2017 года.

Новый документ разрабатывался три года, с декабря 2013-го. Впервые участие в этом процессе принимали не только представители государственных органов, но и эксперты от бизнес-кругов государств-членов Евразийского экономического союза.

Интересы казахстанского бизнеса в составе Рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства, созданной  Решением Совета Евразийской экономической комиссии в октябре 2013 года, представляли управляющий директор – директор департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Дина Мамашева и председатель Совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров/представителей Геннадий Шестаков.

Дина Мамашева отмечает, что наиболее активными разработчиками Кодекса стали деловые круги Казахстана и России. 

«Для реализации решений Рабочей группы на площадке Евразийской экономической комиссии создана Экспертная группа по подготовке проекта ТК ЕАЭС. В работе Экспертной группы принимают активное участие представители бизнес-сообщества Казахстана - представители АО «НК «КТЖ», АО «KEGOC», АО «НК «КазМунайГаз», ТОО «Филипп Моррис Казахстан», ТОО «Евразийская Группа», АО «Азия Авто», АО «Казпочта», Союза транспортников «KAZLOGISTIСS» и др.

 По проекту ТК ЕАЭС было проведено 25 заседаний Рабочей группы, 14 совещаний должностных лиц высокого уровня, уполномоченных на урегулирование разногласий по проекту Договора о ТК ЕАЭС. В рамках данных заседаний рассмотрено более 400 вопросов (порядка 1200 поправок). В рамках Экспертной группы проведено 32 заседания. 

Также было проведено две процедуры внутригосударственного согласования: первая процедура - в 2015 году государствами-членами Таможенного союза (РБ, РК и РФ), вторая - в 2016 году государствами-членами ЕАЭС (РА, РБ, КР, РК и РФ).

По итогам проведения внутригосударственного согласования проекта Договора о ТК ЕАЭС в 2015 году от государств-членов Таможенного союза поступило более 1500 предложений. Из подготовленных Республикой Казахстан (консолидированная позиция НПП и государственных органов) 552 поправок принято порядка 70%.

По итогам проведения внутригосударственного согласования проекта Договора о ТК ЕАЭС в 2016 году от государств-членов ЕАЭС поступило порядка 600 предложений и замечаний», - рассказала Дина Мамашева.

Национальной палатой в рамках внутригосударственного согласования направлен пакет из 87 поправок, в которых учтены ранее обсужденные предложения бизнеса.

В число поправок вошли термины, представление предварительной информации, поправки по МЦПС «Хоргос», классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД, происхождение товаров, таможенная стоимость, таможенные платежи, доплата таможенных пошлин (оформленных по ставкам ВТО), возврат (зачет) таможенных платежей, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

«Порядка 60% предложений Национальной палаты было поддержано», - подчеркнула Дина Мамашева.

Предложения для улучшения

Таможенный кодекс ЕАЭС является базовым документом, регламентирующим таможенное регулирование в Евразийском экономическом Союзе, а также в Республике Казахстан, и входит в перечень основных документов, составляющих право Союза.

Участие НПП в работе над проектом Таможенного кодекса ЕАЭС позволяет на этапе разработки и обсуждения данного стратегического документа решить множество проблем предпринимательского сообщества, вытекающих из несовершенства действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики, необходимости модернизации таможенных процессов, сокращения административных барьеров, ускорения прохождения таможенных границ и проведения таможенной очистки внутри страны, внедрения передовых информационных технологий и международных стандартов по таможенному делу, а также исключения коррупционных проявлений со стороны таможенных органов при взаимодействии с участниками ВЭД  и иными участниками околотаможенной инфраструктуры (перевозчиков, владельцев складов, резидентов СЭЗ, таможенных брокеров и т.д.),

«Перед разработчиками проекта, помимо основной задачи - модернизации действующего таможенного законодательства, стояла задача кодификации более 30 международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе непосредственно в тело Кодекса. Основными вопросами, которые бизнес обозначил при подготовке проекта Таможенного Кодекса ЕАЭС,  являются установление ясных и четких правоотношений, при которых каждый хозяйствующий субъект будет знать свои права и обязанности; исключение субъективизма при принятии решений таможенными органами, в том числе за счет применения информационных систем и информационных технологий; сокращение сроков совершения таможенных операций;          внедрение передовых информационных технологий и международных стандартов по таможенному делу; дальнейшее развитие института уполномоченных экономических операторов и, в целом, исключение коллизий в законодательстве - как непосредственно в таможенном, так и с другими отраслями законодательства», - пояснила Дина Мамашева.

 

465 статей Таможенного кодекса ЕАЭС

По итогам трех лет работы проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) состоит из 9 разделов, 61 главы и 465 статей.

Основные новеллы Кодекса:

1. Приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в исключительных случаях – это основное достижение Кодекса, мы наконец-то уходим от бумажных технологий;

2. Возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, с использованием информационных систем таможенных органов – абсолютно новшество, реализация которого сегодня возможна в очень немногих странах мира;

3. Оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации – существенного сокращения не произошло, но заложена возможность сокращения таких сведений в дальнейшем;

4. Возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена - предусмотрена возможность заявительного принципа декларирования на всех этапах начиная с декларирования транзита до выпуска в любой процедуре (основной принцип - только электронная декларация, документы только на основе системы рисков);

5. Использование механизма единого окна при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию и их убытием с нее, таможенным декларированием и выпуском товаров. Это принцип однократного представления документов, если информация содержится в базах данных государственных органов дополнительно при таможенном контроле она не представляется;

6. Пересмотрено понятие «декларант», что позволило упростить декларирование, уйти от понятия внешнеэкономической сделки, снять проблемы по декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу по сделкам между резидентами Союза;

7. Расширена возможность выпуска до подачи (до таможенного декларирования) – такая возможность представлена не только по товарам УЭО и экспресс-грузам, а также в рамках инвестиционных контрактов и экономических процедур, что позволит около 70% поступающих грузов использовать сразу без декларирования, декларацию по давать в течение месяца после выпуска с предоставление безпроцентной отсрочки по платежам;

8. Пересмотрены вопросы предоставления отсрочек по уплате импортных таможенных пошлин. Теперь выпуск товаров с отсрочкой уплаты сроком до 30 дней возможен во всех случаях, если представлено обеспечение и в дальнейшем уплачиваются проценты. Перечень случаев беспроцентной отсрочки также предусмотрен и возможен к дополнительному расширению через решение Комиссии;

9. Пересмотрены механизмы предоставления и использования предварительного информирования - таможенные органы обязаны оценивать представленную информацию, использовать ее по заявлению декларанта в качестве уведомления о прибытии, документа для временного хранения, транзита, декларирования. Появляется возможность через внедрение системы предварительного информирования реально ускорить и упростить процедуры прохождения грузов через границу;

10. Четко регламентированы подходы к предварительному декларированию - изменение законодательства, за исключением новых запретов и ограничений, не изменяет условий выпуска при ранее поданной декларации. Если груз задекларирован предварительно, то доначислений в случае изменений ставок не будет;

11.    Четко регламентированы вопросы пересмотра классификационных решений. Если не подтвердился явный подлог документов, представленных для классификации товаров, принятие новых классификационных решений доначислений по ранее заявленным кодам не предполагается. Теперь пересмотр кодов ТН ВЭД при таможенной проверке не будет налагать на предпринимателя уплату пени, как это действует сегодня, что не позволяет не сокращать срок исковой давности и реально перенести акцент на пост-таможенный контроль;

12.    Существенно расширен перечень специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов - новая система УЭО дает возможность создания целой цепочки уполномоченных операторов: перевозчик, владелец склада, брокер, декларант. Уполномоченный перевозчик (свидетельство первого типа) получает практически полную свободу передвижения и минимальный контроль при перевозке товаров по процедуре таможенного транзита. Уполномоченный оператор по транзиту будет признаваться на всей территории ЕАЭС. Добросовестный перевозчик сможет осуществлять транзитные перевозки по всему ЕАЭС с максимально возможными упрощенными процедурами и минимальным контролем;

13. Сокращен срок проведения контроля при транзите. Если по всем таможенным процедурам максимальный срок выпуска (досмотр, осмотр, экспертиза и т.д.) 10 дней, то для транзита - 5 дней.

14.    Предусмотрена возможность декларирования мультимодальных перевозок по одному перевозочному документу. Участникам ВЭД будет предоставлена возможность заполнить одну транзитную декларацию на все грузы, находящиеся в пути. Единственное условие – должно быть одно ответственное лицо, которое организует цепочку поставки со всеми перегрузками и сменами видов транспорта, проконтролирует соблюдение всех правил от начала и до конца. Это позволит КТЖ стать национальным оператором и осуществлять мультимодальные перевозки (жд/авто/море/авиа) по одному контракту и одному транспортному документу.

15.    Четко регламентирована ответственность таможенных представителей. Если таможенный представитель не знал и не мог знать о том, что документы, представленные декларантом, недостоверные, ответственность с него снимается, и солидарная обязанность по платежам на него не распространяется;

16.    Пересмотрен контроль над деятельностью на СЭЗ. Внесенные изменения позволяют снять имеющиеся на сегодня проблемы  администрирования и контроля на СЭЗ, в том числе логистических СЭЗ («Хоргос -Восточные ворота») и особой экономической зоны МЦПС «Хоргос».   

17. Расширена деятельность магазинов беспошлинной торговли. МБТ возможно будет открывать на въезд в страну, а не только на выезд, как сегодня. В МБТ будет разрешена торговля внутри Союза. Например, вылетая в Москву, казахстанское лицо сможет обслуживаться в МБТ;

18. Пересмотр сумм обеспечения для таможенных представителей (брокеров). Сегодня сумма обеспечения для брокеров - 1 млн евро. Внесена возможность ее пересмотра решением Совета.

19. Сокращение контроля условно выпущенных товаров. Предусмотрена возможность снятия с таможенного контроля всех условно выпущенных (льготных) товаров, ввезенных до 1 июля 2010 года, в том числе товаров недропользователей. На сегодня такие товары находятся под таможенным контролем бессрочно и, например, товары, ввезенные ТШО, Филипп Моррис, нельзя продать, переработать, вывезти без уплаты ранее представленных льгот с учетом пени. Также предусмотрено снятие с контроля товаров, ввезенных по ставкам ВТО через 5 лет.

 

Задача - масштабное разъяснение для населения

После подписания Договора о ТК ЕАЭС для реализации проекта на территории Казахстана необходимо провести ратификацию проекта ЕАЭ в Парламенте.

После этого будет подготовлен проект Таможенного кодекса Республики Казахстан, разработаны решения Евразийской экономической комиссии, подзаконные акты Республики Казахстан в сфере таможенного регулирования, направленные на реализацию отсылочных норм ТК ЕАЭС.

Завершающей стадией станет совместная с Министерством национальной экономики РК, Комитетом государственных доходов МФ РК разъяснительная работа с предпринимательским сообществом по положениям Договора о ТК ЕАЭС, в том числе с выездом в регионы.

С проектом Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза можно ознакомиться здесь