НПП совместно с ЕЭК провели круглый стол на тему «Участие бизнес-сообщества в выявлении препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС»

Встреча прошла под председательством заместителя Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Даны Жунусовой и с участием члена Коллегии, министра по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии Карине Минасян.

Сегодня существует огромное количество препятствий, не позволяющих бизнес-сообществам Евразийского экономического союза в полной мере использовать все преимущества и возможности, которые предоставляет единый рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

«Общение с бизнесом для нас вопрос принципиальный, и реальные проблемы мы узнаем непосредственно от бизнеса, когда получаешь информацию о тех проблемах, которые волнуют предпринимателей и, реально понимаешь на что ставить акценты в своей работе», - отметила Карине Минасян, выступая на заседании.

Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова, в свою очередь, отметила, что многие вопросы казахстанских предпринимателей не решаются годами. «Это проблемы с транзитом, с договором о судоходстве, акцизы, доступ к рынку алкогольной продукции. Мы прекрасно понимаем цену каждого нашего вопроса. Можем оцифровать потери по каждому барьеру, которые я называю», - заявила она.

По барьерам доступа к услугам российских портов, которые существуют уже с 2013 года, доложила директор Департамента экономической интеграции Долорес Тюлебекова. «В Договоре о Союзе прописано, что мы имеем равный доступ к услугам портов. Наши экспортоориентированные предприятия по производству угля отправляют свою продукцию через страны дальнего зарубежья, через дальневосточные порты России. Мы отгружаем порядка 4 млн. тонн угля ежегодно, но потенциал составляет до 8-11 млн. тонн. Наши предприятия ограничены в возможностях по субъективным причинам. Мы недавно обращались с этим вопросом в ЕЭК», - сказала она.

Напомним, что ранее Национальная палата предпринимателей также обращалась в Федеральную антимонопольную службу России, по итогам чего получена информация  о том, что необходимый документ в виде Правил по недискриминационному доступу к портам, внесен на рассмотрение в Правительство РФ.

Однако, орган, выдающий заключение об оценке регулирующего воздействия, не подтвердил информацию о направлении проекта Правил в правительство, ввиду чего принятие документа, решающего этот проблемный вопрос, затягивается уже третий год.

Исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация предпринимателей морского транспорта» Николай Юдин рассказал о проблеме отсутствия доступа к внутренним водным путям РФ. Этот вопрос рассматривается с 2008 года, уже тогда должны были подписать документ, который обеспечивал бы транзитный проход из Каспийского моря по Волгодонскому каналу России к портам Черного моря на основании облегченного уведомительного режима.

Вместе с тем, ввиду создания Евразийского экономического союза, было принято решение о разработке пятистороннего документа, обеспечивающего транзитный проход на уведомительной основе. Несмотря на то, что Планом разработки актов Союза предусмотрен был срок – декабрь 2015 года, до настоящего времени документ не принимается.

«Стоит отметить, что в прошлом году Российская сторона в ходе процедуры внутригосударственного согласования внесла замечания в части определения упрощенного разрешительного порядка  для прохода судов, – отмечает Дана Жунусова. - Однако, даже при согласии казахстанской стороной на данные предложения, документ не принимается».

В ходе круглого стола были также затронуты вопросы доступа на алкогольный рынок Союза.

«На территории стран-членов ЕАЭС созданы неравные условия. Казахстан, согласно принципам ТС, с 1 июля 2010 года со своей стороны снял все барьеры на пути российской, белорусской алкогольной продукции. Если до создания ТС импорт водки в Казахстан составлял не более 10%, то на сегодня он достиг 40%. В то же время, ответных шагов со стороны России и Белоруссии до сих пор нет. Они делают наоборот: например, Российская Федерация в том же 2010 году ввела обеспечительный платеж, сумма которого в 3 раза превышала стоимость самой завозимой продукции. Белорусская сторона с 2011 года ввела систему квотирования импорта, по которой разрешается завоз только тех видов алкогольной продукции, которая у них не производится. Мы этот вопрос поднимаем, начиная с 2011 года. Уже 6 лет готовится соглашение по свободному обороту алкоголя на территории ЕАЭС», - рассказал он.

К тому же, по словам Калиева, уже три года принимается еще одно соглашение по гармонизации ставок акцизов, которое было разработано по инициативе России. «Они поставили условие, чтобы мы подняли акцизы до их уровня. На сегодня мы полностью выполнили требования российской стороны, а наши партнеры по ЕЭАС конкретных мер не принимают», - сказал он.

Глава Казалко отметил, что в этой ситуации имеет место негласный запрет со стороны Росалкорегулирования на завоз казахстанской спирта и алкогольной продукции.

Представитель «КазАТО» Иван Янсен сообщил о препятствиях в вопросах работы междугородних перевозок на территории РФ. «Все государства призваны работать по книжкам МДП, в том числе и Россия. Однако зачастую без всякого повода принимаются меры  по досмотру транспортных средств при транзите через РФ. Это нарушает работу по книжкам МДП, транспорт простаивает от 3 до 5 суток. Соответственно на казахстанских перевозчиков ложатся дополнительные расходы. Они очень ощутимые и в конечном итоге влияют на цену товара», - сказал он.

Также был рассмотрен вопрос барьеров, установленных Кыргызстаном. В ноябре 2016 года Кыргызская Республика, ссылаясь на информацию из неофициальных источников о вспышке птичьего гриппа в РК, ввела запрет на ввоз мяса птицы и яйца.

На сегодняшний день в НПП уже поступило обращение от ТОО «Казгер-Кус» о закрытии границы. «Если говорить о потерях, это порядка трети всего объема экспорта пищевого яйца, то есть порядка 45-50 млн. штук или 1,5-2 млрд. тенге. Мы считаем, что это незаконно», - отметил заместитель директора Департамента АПК и пищевой промышленности НПП РК Ербол Есенеев.

Кроме того, 26 января 2016 года в Кыргызстане был принят закон, в соответствии с которым пшеница, ввозимая в Республику, освобождается от уплаты НДС. Соответственно мука, произведенная из этой пшеницы, также освобождается от НДС. «Данная мера по замыслу разработчиков направлена на поддержку кыргызских мукомолов для того, чтобы конкурировать с казахстанскими и сократить импорт муки из Казахстана. В итоге получилось так, что Кыргызстан из-за этого потерял порядка 655 сом в год. Местная пшеница стала дороже, чем казахстанская, и в этом году наблюдается даже сокращения посевов. Теперь кыргызская сторона понимает, что сделала что-то не то: мукомолов поддержали, а фермеров загнали. У меня складывается такое впечатление, что на них надо подействовать извне, чтобы эта мера была ограничена. За последние 5 лет объем поставок казахстанской муки в Кыргызстан снизился в 5 раз», - рассказал Президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана Ган Евгений Альбертович.

В ходе круглого стола были обсуждены и другие актуальные для бизнеса наших стран проблемные вопросы. Итоги заседания Круглого показали, что барьеров у отечественного бизнеса не мало и это придает значимости подобным мероприятиям.

Карине Минасян пообещала, что самые важные вопросы будут рассмотрены на заседании Межправсовета 7 марта. В свою очередь, Палата отправит консолидированный список барьеров отечественного бизнеса в уполномоченный государственный орган РК для передачи Комиссии.

«Сложившаяся мировая практика позволяет наблюдать, что в современном мире, как в жизни, так и в бизнесе, очень важно чувство локтя, возможность взаимной поддержки и командной игры. Поэтому нам необходимо объединять свои усилия и вырабатывать совместные меры, позволяющие минимизировать преграды на пути развития бизнеса стран Союза», - в заключение отметила Дана Жунусова.

«Атамекен» надеется, что аналогичные мероприятия станут действительно действенным инструментом в вопросе решения актуальных проблем бизнеса, снятие которых является ключом к значительному росту экономик стран ЕАЭС и очередным шагом на пути сближения наших стран.

В свою очередь Департамент экономической интеграции напоминает, что сотрудники Департамента на постоянной основе проводят мониторинг проблемных вопросов, системных барьеров и иных ограничений в рамках ЕАЭС, возникающих у отечественного бизнеса при сотрудничестве с партнерами по Союзу.

В случае наличия подобного рода ограничений, просим обращаться в ДЭИ НПП РК «Атамекен» по телефону 919 373 или отправлять свои обращение на e-mail: dei@palata.kz.