Сегодня, 21 апреля, в Астане состоялась Конференция на тему: «Развитие саморегулирования в сферах аудиторской деятельности и налогообложения в Республике Казахстан» где эти вопросы и обсуждались.

В ходе конференции выступил депутат, члена Комитета по финансам и бюджету Мажилиса РК Серик Кусаинов, вице-министр национальной экономики РК Серик Жумангарин, вице-министр финансов Руслан Бекетаев, управляющий партнер «Crowe Horwath» Альберто Симончини, а также эксперты в сферах аудиторской деятельности и налогообложения, приглашены эксперты с Нидерландов, Италии, России, Кыргызстана и Беларуси.

Открыл конференцию член Правления, заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Рустам Журсунов.

Поприветствовав всех участников, он отметил, что в ходе конференции будут рассмотрены принципы развития саморегулирования, как с позиции государства, так и представителей бизнеса. Особое внимание будет уделено актуальным вопросам внедрения саморегулирования в аудиторской деятельности и в сфере налогообложения. 

«Передача части контрольных и властных функции в неорганизованную среду, это очень существенные и серьезные риски для государства. В этой связи мы собрались здесь, чтобы обсудить вопросы по чувствительным темам, таким как аудиторская деятельность, вопросы налогового консультирования. (…) Сейчас проходит процесс разработки принятия нового налогового кодекса. Который направлен в первую очередь на упрощение, а также на улучшение налогового администрирования», - уточнил Рустам Журсунов.

«Работы по передаче ряда государственных функции в конкурентную среду и саморегулирующим организациям проводятся Правительством в тесном тандеме с НПП РК «Атамекен». Сейчас мы на этапе практической реализации реформирования государственного сектора», - добавил депутат, член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Серик Кусаинов.

 

 

Стоит напомнить, что в целях продвижения института саморегулирования в Казахстане в октябре прошлого года структура Нацпалаты претерпела изменения.

Был создан новый департамент Палаты, одним из направлений которого является развитие саморегулирования, а также создан новый Комитет Президиума по вопросам саморегулирования, который будет объединять представителей всех саморегулируемых организаций в Казахстане.

Это позволило скоординировать деятельность СРО, изучить и обобщить существующие проблемы, совместно выработать предложения по дальнейшему совершенствованию данного института.

«Основными инициаторами продвижения института саморегулирования, как перспективного и главное эффективного инструмента дерегулирования экономики, выступают только Национальная палата предпринимателей «Атамекен» и Министерство национальной экономики РК. К сожалению, есть ряд проблем, требующих решение», - поясняет Управляющий директор, директор департамента  законодательства и развития саморегулирования НПП РК «Атамекен» Айжан Бижанова.

Как уточнила Бижанова, во-первых, это нежелание госорганов менять традиционно - устоявшуюся модель административного влияния на бизнес. Во-вторых, государство до сих пор не может определиться с пределами своего вмешательства, в том числе в вопросах стандартизации. В-третьих, это отсутствие стимулирующих и поддерживающих механизмов со стороны государства для развития добровольного саморегулирования.

Также для решения данных проблем были предложены пути их решения:

- исключить госконтроль в отношении предпринимателя, являющегося членом саморегулируемой организации;

- пересмотреть национальное законодательство в сфере саморегулирования на предмет введения норм, направленных на развитие добровольных СРО;

- на законодательном уровне создать условия для развития обществ взаимного страхования (ОВС), как одного из вида имущественной ответственности;

- проанализировать сферы предпринимательства, где имеется излишнее госрегулирование;

- ввести институт рейтинговой системы, что усилит роль потребительского признания той или иной СРО и их членов. На первых началах независимым арбитром может выступить Национальная палата.

Саморегулирование тесно связано с государственным регулированием, это значит, что необходимо действовать в его рамках совместно, согласованно или полностью самостоятельно, при этом нормы, регламентирующие саморегулирование, должны дополнять нормы государственного регулирования.