Проблемы налога на вывеску обсудили на Совете по защите прав предпринимателей Палаты предпринимателей Алматы

В Палату предпринимателей г.Алматы продолжают поступать жалобы от компаний, которые не желают платить необоснованный, по их мнению, налог на вывеску.

«Я представляю сеть супермаркетов «Реалист». На фасадах магазинов у входа размещены большие рамки. Эти рамки, согласно Правилам благоустройства города, в определенное время заполняются оформлением к праздникам. А в межпраздничные дни туда помещается просто нейтральная картинка, которая не несет никакой смысловой нагрузки. Она просто показывает, что мы супермаркет, а не парикмахерская, всё! Ничего здесь нет рекламного, здесь нет вещей, которые могли бы привлекать людей, вызывать их интерес к определенным брендам или магазину, в целом. Вызывает вопрос порядок начисления. У предпринимателя нет возможности оплатить такой налог, который к тому же начисляется без его ведома. Также нет возможности оплатить этот налог своевременно, то есть это всегда уже начисление с пеней, как просроченный налоговый платеж», - рассказала на Совете по защите прав предпринимателей юрист ТОО «Гермес-Трейд» Татьяна Добрынина.

Также предприниматель рассказала о том, что одна и та же вывеска может трактоваться двояко даже представителями одного и того же госоргана. К примеру, в Жетысуском районе Алматы их вывеску посчитали рекламой и предъявили счет на оплату, тогда как в Медеуском и Турксибском районах ту же вывеску налогом не обложили. Почему такое произошло, пытался разъяснить главный специалист юридического отдела Управления архитектуры и градостроительства г.Алматы Руслан Керимбаев.
 

«Мы руководствуемся законом. В нем определены понятия, что такое вывеска. Вывеска – это информация о роде деятельности, точнее средство индивидуализации, размещенные на фасаде, при входе, на занимаемой огражденной территории, на крыше и т.д. Информация о роде деятельности – это название самого магазина, к примеру, магазин «Реалист». Вывеска налогом не облагается и не считается рекламой. Режим работы тоже не будет рекламой. Оформление витрин и окон образцами товаров, праздничное оформление (торговая марка) также не облагаются. А размещение дополнительной информации, которая привязана к реализации товаров, работ, услуг переходит к рекламе. Соответственно, считаем, что размещенная на фасаде картинка с образцами товарной продукции, размещенная не на витрине и окнах, автоматом переходит под рекламный объект», - объяснил выставление счета Керимбаев.

Эксперты Совета по защите прав предпринимателей сочли, что в данном случае налицо пробелы в законодательстве. «Вот этадвусмыслица, недосказанность, неточное определение – это прямой источник коррупции.

Выходит, что инспектор на глаз определяет, что является вывеской, а что рекламой.

Во-первых, надо однозначно вносить поправки в законодательство. Во-вторых, почему бы вам, представителям архитектуры, не направлять предупреждения, давать предпринимателям в руки предписания, вместо того, чтобы сразу передавать в ДГД?», - задался вопросами член Совета по защите прав предпринимателей Виктор Ямбаев. На что юрист УАиГ возразил тем, что по городу таких объектов более 20 тысяч и направлять им всем уведомления не представляется возможным.
По итогам заседания, Советом было принято решение направить соответствующее обращение в центральный аппарат НПП, в прокуратуру г. Алматы для проверки законности и обоснованности действий Управления архитектуры и градостроительства г.Алматы, районных управлений Департамента государственных доходов г.Алматы, а также принятия мер прокурорского реагирования, направленных на защиту прав и законных интересов предпринимателей.